Минфин утвердил стандарт бухучета "Инвентаризация". Он устанавливает требования к инвентаризации активов и обязательств экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы.
Объекты инвентаризации:
- активы и обязательства организации;
- объекты бухучета, которые не учитываются в активах и обязательствах, но отражаются на забалансовых счетах и информация о которых раскрывается в бухотчетности;
- имущество, имущественные права и обязательства, не учтенные организацией;
- объекты бухучета — источники финансирования деятельности организации, которые нужны, например, для оценки состояния активов.
Случаи, когда инвентаризация обязательна:
- для годовой бухотчетности — проводится на отчетную дату, за исключением активов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
- при передаче (возврате) активов в аренду — непосредственно перед передачей (возвратом);
- при смене материально-ответственного лица — на день приемки-передачи дел;
- при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива более 50% его членов — на день приемки-передачи дел; по требованию коллектива — непосредственно по факту его предъявления;
- при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов — непосредственно по установлению таких фактов;
- в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация — непосредственно по окончании соответствующего события;
- при реорганизации организации (кроме преобразования) — перед составлением передаточного акта или разделительного баланса;
- при ликвидации организации — перед составлением промежуточного ликвидационного баланса.
Для каждого из случаев предусмотрели свой срок инвентаризации. Так, при передаче в аренду это момент непосредственно перед передачей.
Для инвентаризации нужно создать одну или несколько комиссий. Есть случаи, когда комиссия необязательна. Это, например, ситуация, когда у организации из работников только руководитель или руководитель и бухгалтер.
Среди особенностей проверки объектов можно назвать такие:
- ОС, кап.вложения в них, запасы, наличность и денежные документы проверяют по местонахождению активов и каждому матответственному;
- нельзя определять наличие активов со слов матответственных или по регистрам бухучета;
- количество запасов в неповрежденной упаковке поставщика можно посчитать исходя из числа упаковок, выборочно проверив их часть;
- вес или объем навалочных запасов можно определить по обмерам и техническим расчетам.
Инвентаризация может выявить расхождения между фактическим наличием и сведениями регистров бухучета. Это и есть результат. Чтобы его квалифицировать, нужно определить:
- объекты в излишке;
- недостачу активов в пределах, сверх или при отсутствии норм естественной убыли;
- можно ли использовать испорченные и поврежденные активы или их продать;
- есть ли пересортица активов;
- можно ли возместить недостачу, списать дебиторскую задолженность как сомнительную или безнадежную, списать обязательства и т.д.
Результаты инвентаризации принимают к бухучету по такой оценке:
- активы в излишке — по их справедливой или балансовой стоимости либо балансовой стоимости аналогичных активов;
- недостачу активов — по их балансовой стоимости;
- расхождения в оценочных обязательствах, отложенных налоговых активах и обязательствах — по суммам, которые подтверждены расчетами.
Изменения вступят в силу с 1 апреля 2025 года. Но начать применять новые положения можно досрочно.
Понимаем, что время и мысли предпринимателя заняты развитием бизнеса, и совсем нет возможности вникать во все тонкости бухгалтерского учета. Именно поэтому ООО «Август» предлагает услугу кадровый аутсорсинг.
Мы возьмем на себя все функции, связанные с оформлением кадровых документов в соответствии с требованиями законодательства, обеспечив полное ведение кадрового делопроизводства вашей компании.